GISMETEO: Погода по г.Красная Поляна
Сочи
Секреты дорожного ремонта
Популярная русская пословица «обещанного три года ждут» как нельзя лучше подходит к планам ремонта дорог курорта.

Все мы видели и ощущали на себе колдобины сочинских дорог. В то время как (космические корабли бороздят...) строятся новые транспортные артерии, развязки, применяются европейские стандарты возведения шоссе и Сочи готовится к светлому олимпийскому будущему, старые городские трассы приходят в запустение. И ремонт их - нечто за гранью фантастики. Дороги и... зачем они вообще нужны, тем более в деревнях и селах. На примере нескольких сочинских дорог «Народная газета Сочи» решила выяснить, какие секреты таит в себе их ремонт.

Дорожный бич – оползень

Селевые потоки и подвижки почв – вот главное, что портит сочинские дороги. Наш климат и рельеф не очень подходит для строительства дорог. Сразу охарактеризуем природное явление – оползень. Это скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Они возникают в каком-либо участке склона или откоса вследствие нарушения равновесия пород, вызванного: увеличением крутизны склона в результате подмыва водой; ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами; воздействием сейсмических толчков; строительной и хозяйственной деятельностью, проводимой без учёта геологических условий местности.

О своевременных противооползневых мероприятиях у нас дорожные ремонтники, может, и слышали, но из-за дороговизны работы проводят там, где не провести их просто нельзя. Нельзя – это когда либо случился обвал трассы, либо это федеральная или олимпийская дорога.

Если же это внутригородское направление, то, как правило, до возникновения чрезвычайной ситуации типа селя или оползня ни одна эксплуатирующая организация тревогу не бъет. Да и после трагедий редко кому есть дело. Только жители пишут и пишут свои просьбы о помощи. Правда, толку от этого, как показывает практика, ноль.

Чиним, не спим!

Такая ситуация была и с дорогой на улице Володарского, описание ужасного состояния которой попало во многие СМИ. Проблема возникла еще в далеком 2005 году, когда сошел оползень и передвигаться по трассе стало опасно для жизни. Первыми забили тревогу спасатели МЧС, потом активно велась переписка жителей улиц Володарского с различными госструктурами, изданиями. Депутат ГСС Татьяна Черновалова добилась решения о выделении 400 тыс. руб. на ремонт дороги на самом критическом участке. Возле турбазы «Южная». Но начались бюрократические проволочки. Следом опять внимание СМИ, МЧС, обещания от муниципалитета «в кратчайшие сроки решить этот вопрос».

Краткость решения затянулась на три года. Дальше больше. Проблема пятилетия оползня на дороге празднуется двумя предупреждениями МЧС, четырьмя газетными публикациями, письмами в аппарат Президента РФ и администрацию Краснодарского края, обращениями к местным депутатам, многочисленными наказами жителей к местной администрации. В этот момент случается трагедия – под колесами грузового транспорта происходит обвал дорожного полотна и машина уходит в пропасть. Водитель в тяжелом состоянии.

Опять статьи в газетах, сюжеты в новостях. Этой темой пестрит весь интернет. Жители пишут обращения к главе города Пахомову, замглавы Олегу Вронскому, главе Хостинского района Туркову, встречаются со многими начальниками-чиновниками. В итоге летом прошлого года принято решение о выделении средств на ремонт (к тому времени сумма растет в геометрической прогрессии), но... аукцион на выбор подрядной организации объявляется несостоявшимся. Дело попадает в прокуратуру, на что прежний начальник управления автомобильных дорог Сочи отвечает: «Выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии проезжей части дороги устранены». Такая неприкрытая ложь вызывает новый виток дебатов между жителями, журналистами и чиновниками. Только проблема ремонта с мертвой точки не двигается. Участок даже не огорожен, и нет предупреждения водителей об опасности ДТП. Авария может случиться в любой момент.

И вот вопросы: неужели за шесть лет невозможно отремонтировать небольшой кусок дороги? И что это – бич сочинских дорог оползень или все же бюрократическая бездейственность?

Не федеральная - значит, ненужная?


Помните переполох, когда сошел оползень на федеральную трассу? На место обвала дороги съехались все кубанские и федеральные журналисты, делегация чиновников и представителей контролирующих и эксплуатирующих организаций. Был даже сам губернатор Краснодарского края. Тогда ситуация была критическая: парализовано автомобильное движение всего Черноморского региона. В срочном порядке оползень, затронувший около 300 метров дорожного полотна, был устранен. После аварии на участке федеральной трассы М-27 федеральные инспекторы проверили состояние полотна и откосов на всей протяженности дороги «Джубга – Сочи». Выводы таковы: автотрасса М-27 сильно изношена, полотно в ряде районов срочно нуждается в капитальном ремонте. Но когда начнется глобальный ремонт – точно неизвестно, скорее всего, как считают жители соседних с обвалом домов, еще через пару-тройку… оползней.

Дела обстоят еще хуже в сельских округах. Там дороги чаще всего «лечат» своими силами (впрочем, и прокладывают тоже самостоятельно). Но иногда люди не справляются. Так, юбилей отделенности в феврале этого года праздновал переулок Новошкольный в Сергей-Поле. После крупного оползня сошло 350 метров дороги, ведущей к переулку. До сих пор сюда не может проехать ни одна машина, в том числе – экстренные службы. Ремонт дороги требует гигантских затрат, а поэтому новый подъезд никто строить не торопится. Дорога в поселке представляет собой удручающее зрелище: разломы, ямы, канавы в дорожном полотне кое-где селяне залатали своими силами, но движение почвы увеличивает трещины на 5 сантиметров каждый месяц.

– По сухому еще можно проехать, – рассказывают жители переулка Новошкольный, – но когда дождь, даже пройти удается с трудом. Вот у нас осенью поздней случай был. Одной женщине стало плохо. «Скорая» подъехала наверх. Они спуститься не могут. Врач говорит: «Не пойду». Женщину выносили на руках. Ладно, «скорая», а если пожар? Пожарники-то не спустятся!Машины ставим сверху. Их грабят. Уже заявлений масса: то аккумулятор снимут, то колеса. И в такой ситуации, когда дороги нет к дому, мы живем уже год!

В переулке Новошкольном – 11 домов. Жители не раз встречали дорожные комиссии, депутатов, журналистов и чиновников всех рангов. Официальная переписка длится не первый месяц. В прошлом году не было денег, и все работы перенесли на 2011-й. Но в январе в списке дорог, требующих ремонта, этого переулка вновь не оказалось.В управлении автомобильных дорог администрации города все пытаются изыскать средства. Сейчас их планируют выделить из резерва по линии ГО и ЧС для прокладки к переулку нормального асфальтированного шоссе.

– Необходимо будет объявить конкурс на выбор подрядных организаций. Это тоже время, на эту процедуру уходит около двух месяцев, – объясняет ситуацию Виктор Гончаренко, начальник управления автомобильных дорог администрации города Сочи. – Я думаю, что вопрос по финансированию решится в ближайшее время, в течение месяца. Через три месяца, думаю, дорога получится. Стоимость строительства новой дороги может составить оринетировочно 15 миллионов рублей.

Вот и получается, что быстро и сравнительно хорошо делают в России только дороги федерального значения, по которым ездит высшее начальство, а до внутригородских и тем более поселковых дорог дела нет. И денег нет. Никогда. Разве что ямы залатать...

Королева дорог - яма!


Вот куда уходят все силы и старания ремонтных служб. Чтобы нормально, как говорится, по-человечески, заменить пришедшее в негодность дорожное полотно, средств не хватает. А постоянно перекрывать дороги, создавая пробки, чтобы залить на время очередную колдобину, сил и времени полно. Но лучше давайте спросим мнение о ямочном ремонте самих водителей:

– Что я думаю про ямочный ремонт? – рассуждает автомобилист Максим. – Лучше, конечно, чем без ремонта! Если делать по уму, а не как у нас. Раздербанили дорогу – и оставили. Через месяц пришли – заделали. Уровень заделок с уровнем асфальта не совпал. Еще через месяц долбежки колесами разницы уровней – ямы на своем месте. Только уже больше размером. Их же, выравнивая, расширили. Это лучше? Иной раз едешь и думаешь: лучше бы и не начинали… Пока что в основном вижу лишь такой подход. Есть, конечно, исключения. Но они погоды не делают.

Или еще пример.

– Дорога с Мамайки на перевал после ремонта стала только хуже, – рассказывает автомобилист Владимир. – Асфальт, который клали в выдолбленные квадратики, ни разу не совпал по уровню с общим покрытием дороги. Сначала машины проваливались на полном ходу в ямы, потом стали подпрыгивать. А это, между прочим, серпантин и место – частый герой ДТП.

Не лучше ситуация на Макаренко, особенно на подъездах к высотным домам и детскому саду на Вишневой.

– Недоделок масса, которые тянут за собой переделки, – говорит житель микрорайона Макаренко Михаил. – Надо было снять слой от перекрестка Макаренко – Лесная и уложить новый слой. Одну ямку заделывают, а рядом чуть поменьше не трогают, видимо, оставляют для размножения. Вы бы видели, как они эти ямки обрабатывали смолой, один из рабочих держал палку в руках, а на конце палки примотана тряпка, и он этим первобытным орудием труда обрабатывал края ямки. Эту работу они начали в пятницу. Выходные – тишина. Утренние пробки понедельника встретили пустые распотрошенные ямы. Неужели нельзя было сделать в выходные? Меньше машин – проще работать. После всех латок станет чуть лучше, вот только хватит их на месяц.

Золотая жила

Чаще всего на вопрос, почему дорога не ремонтируется, приходят стандартные административные ответы (в народе их прямо называют «отписки»): «нет денег», «ждите, сейчас найдем средства», «рассмотрим ваше обращение» и прочее. На деле же ремонта, даже ямочного, приходится ждать годами. А когда он начинается – на одну дорогу уходят десятки миллионов рублей. Сложный рельеф, оползневая ситуация и прочее.

Больше всего бюджетных денег уходит в дорожные ямы. Вот где золотая жила коррупции: просчитать необходимое количество материалов просто невозможно – где-то яму надо увеличить, где-то уменьшить. Плюс погодные условия сбивают графики. Хотя непогода редко останавливает ремонт (многие видели бездумную укладку асфальта в дождь), а скорее служит отговоркой нерадивых исполнителей ремонта. В итоге заливание ям гордо именуется ремонтом, а по сути – «ремонт» проведен, средства списаны, а дороги как были, так и остались приспособленными только для экстремального джипинга.

Только в этом году из городского бюджета планируется выделить 2,5 миллиарда рублей на благоустройство, в том числе на строительство и ремонт дорог.

Лечить дороги надо на стадии проектирования

В случае с Сочи, когда все старые трассы требуют капитального ремонта, можно хотя бы выполнять элементарные правила укрепления и проводить наблюдения. В первую очередь – принцип рационального хозяйствования – необходимо избегать увеличения нагрузки на оползнеопасные склоны. Когда есть конкретный факт схождения селевых потоков, необходимо обезвоживание оползней.

– В качестве приема обезвоживания во многих городах Европы применяются различные способы, – рассказывает специалист берегоукрепительных и противооползневых работ Тигран Пагосян. – Для этого используется открытый и закрытый дренаж, отвод жидкости в тыльной части оползня (ливневые водоотводы). Выведение воды осуществляется и с помощью скважин: внутрь обсадной трубы опускают колонну дренажных труб с отверстиями. Во время погружения, для того чтобы грунт в отверстия не попадал, внутри труб размещается штанга, закрывающая отверстия. Когда штангу поднимают, вода поступает в зазор между обсадной и дренажной трубой и поднимается вверх. Это элементарные действия. Только в Сочи их редко применяют.

При строительстве новой объездной дороги мы все могли наблюдать так называемое террасирование (при помощи бульдозеров из плоскости склона делают лесенку), установку подпорных сооружений, правда, только грунтово-каменных, а не армированных, которые прочнее (и дороже). Также (как метод борьбы с оползнем) склон дороги закрепляют при помощи буронабивных скважин: В теле оползня и на некоторую глубину в устойчивый грунт бурят скважину и через нее дальше в грунт забивают бетонную сваю. Оставшееся в скважине пространство бетонируют. Конечно, очень сильные подвижки могут сорвать такой «якорь», или оползень пройдет, оставляя сваю сзади, но обычно свай забивают достаточное количество, в зависимости от массы оползня и интенсивности его подвижек. Такие работы сейчас проводят при строительстве олимпийских объектов федерального значения.

Для городских дорог, видимо, берегоукрепительные и дренажные сооружения, закрепление склонов вбитыми сваями, насаждение растительности и т.п. остается мечтой. К тому же эксплуатирующие дорожные организации забывают, что самый дешевый способ лечения – это предотвращение болезни. В таком случае и в борьбе с оползнями – своевременные противооползневые мероприятия удешевляют последующий ремонт, а иногда и предотвращают аварии.

Ирина СПОКОЙНАЯ
Источник: ngsochi.com
04/2011
 

Популярные статьи


  •      ФАС остановили на кольцевой // Суд решает, кому контролировать использование ол.....ской символики

  •      «Неужели недостаточно территорий, чтобы реализовывать глобальные проекты?» // Эксперты о новом законе об искусственных островах

  •      «Чернорубашечники» из охраны «дворца Путина» продолжают бесчинствовать

  •      Птица-стройка

  •      Правда не нужна // СК возбудил дело в связи с публикацией ролика о пытках «сочинского подрывника»

  •      В городе Сочи темные ночи

  •      Смогут ли террористы «насолить» Ол.....де в Сочи?

  •      Две стороны одной медали // Переселенцы по Таврической «в восторге» от предоставленного жилья




    У меня есть инфомация!


    Если у вас есть информация, которой вы хотели бы с нами поделиться, присылайте её нам на e-mail: welcome@hatesochi.ru.

    Или пришлите нам её непосредственно через сайт