GISMETEO: Погода по г.Красная Поляна
Сочи
У совершенства нет предела

Стремление создать уникальную эстетику «сочинского стиля» оборачивается порой странными «ляпами»

Говорят, что в Нидерландах придумали оригинальный способ рекламы: овец обряжают в цветные попоны с адресами гостиниц. У нас до таких новшеств пока не додумались. Может, оно и к лучшему. А то, глядишь, придумали бы сочинцы так обряжать дельфинов. Ведь изобрел же чей-то креативный разум предполагаемую эмблему для Олимпийских игр в Сочи - дельфина на лыжах! С лингвистическими и художественными изысками рекламы на улицах нашего города-курорта знакомилась корреспондент НГС.

Сочинский стиль

Сочинцы по большей части люди консервативные и рекламировать себя предпочитают тоже консервативно: на уличных щитах, перетяжках над дорогой и ставшей уже неотъемлемой частью сочинского стиля рекламой на заборе. Правда, реклама на заборе смотрится странно, поэтому так и норовят наши поклонники граффити начертать привычные для народа три буквы на фоне пальм и лиц улыбающихся детей. К тому же «рекламный забор» не слишком прочная конструкция, и после буйства природных стихий такой заборчик больше похож на лохмотья, нежели на рекламу. Кстати, о сочинском стиле. В последнее время это словосочетание буквально на слуху повсюду. О сочинском стиле много говорят, в том числе и официальные лица, но объяснить, что именно входит в понятие сочинского стиля, никто не может. В марте 2010 года в Сочи состоялся конкурс молодых дизайнеров и стилистов «Стиль Сочи», но понятие «сочинский стиль» даже в устах самих организаторов конкурса так и осталось пространно-неопределенным.

Сами сочинцы смеются над этим выражением, воспринимая данное понятие, скорее, как иронию, нежели как высокопарное сравнение. Хотя старожилы еще могут вспомнить времена, когда у Сочи, действительно, был свой стиль – «сталинский» ампир в архитектуре и причудливый Венчаговский ландшафтный дизайн сочинских скверов и парков.

От слов к делу

Сейчас мэрией планируется, что под «единый сочинский стиль» будет «причесана» не только архитектура, зеленый ландшафт города-курорта, но и уличная реклама. По приглашению главы Сочи Анатолия Пахомова столичные архитекторы наводят порядок в гостевых зонах. Как это отразится на облике городских улиц, пока неясно, но то, что с перетяжек над дорогой исчезают такие лингвистические изыски от проктологов, как «И ты снова Казанова!» или «Японский суперунитаз удивит комфортом вас!», это очевидно. По крайней мере таких перлов на центральных улицах встречается всё меньше. Постепенно уличная реклама Сочи приобретает свою идейную социально-курортную направленность. Правда, не всегда и не везде. К примеру, напротив городской мэрии под большой официальной эмблемой города-курорта с надписью на двух языках «Сочи» висит реклама японского блюда «суши» и проводного интернета. Воспринимается это как национальное достояние сочинцев. Наверное, куда уместнее было бы там поместить рекламу с олимпийской символикой или с достопримечательностями города-курорта. Или рядом, на соседнем с мэрией здании, огромный плакат с патриотичной надписью «Сочи-курорт. Краснодарский край» с изображением казака и казачки. Невольно рождается вопрос о толерантности. Ведь Сочи не только самый длинный по протяженности город, но и самый многонациональный.

Рекламный щит возле Музея истории Сочи призывает не познакомиться с историей курорта, а приобрести чудо-кондиционер. А реклама в различных вариациях на щитах Курортного проспекта навязчиво настаивает на приобретении квартиры в Сочи. В ответ на настойчивый призыв: «Купите квартиру» мозг выдает: «Купите слона!»…

О чем говорят люди

«Цепляет» сочинская реклама не только журналистов, но и жителей и гостей будущей Олимпийской столицы.

Странно, что реклама олимпийского города ничем не отличается от рекламы по всей стране: те же диваны, еда и услуги банков, – делится впечатлениями коренная сочинка в третьем поколении Валерия Степановна Березина. – На мой взгляд, приоритет в уличной рекламе Сочи должен быть именно за курортными услугами и пропагандой спорта.

К тому же встречаются орфографические ошибки, - рассказывает Ирина Васильевна, жительница Москвы. – Недавно видела такую безграмотную вывеску по улице Пластунской и в названии улицы Воровского на одном из зданий. И еще, очень трудно в городе ориентироваться. Часто на зданиях, даже на центральных улицах, отсутствуют таблички с надписью улиц и номеров домов. Или наоборот, как, к примеру, по улице Воровского на доме №19 висит сразу шесть вывесок. Или рядом две вывески, но с разными названиями: Воровского-18 и тут же рядом Парковая-30. И главное, нет однообразия в этих табличках. Где-то люди от руки пишут на стене дома название улицы, и тут же рядом вычурная, с подсветкой и гербом Сочи, табличка. Воспринимается такой контраст, как блеск и нищета Олимпийской столицы.

Меня, жительницу российской провинции, удивили надписи магазинов на иностранном языке, – рассказывает Елена Дмитриевна из Поворино. – Идешь и не знаешь, что за магазин?! На иностранном языке, даже и не на английском, написано, на русском – нет. Мы же русские люди. В России живем и не полиглоты. Для иностранцев, конечно, хорошо, но надо же и про соотечественников не забывать…

Дело профессии

Может, причина в нехватке креатива у сочинских рекламщиков? Но, как оказалось, и в этой работе есть свои трудности. У сочинских заказчиков своеобразный менталитет «максимум за минимум».

Решил поработать дизайнером наружной рекламы в одной из местных фирм, –рассказывает сочинский этнодизайнер Александр Школяренко. – Заметил одну особенность. Заказчики все, без исключения, считают себя дизайнерами. Они уже все придумали, что им нужно, а дизайнеру остается лишь реализовать их замысел. Рекомендации и, уж тем более, критику слушают неохотно. Например, заказывает клиент вывеску магазина курортных товаров и хочет, чтобы на ней был изображен чуть ли не весь ассортимент магазина, включая женские купальники и мужские плавки. Объясняю, что так не делают, но люди не понимают.

К примеру, в Германии можно даже в тюрьму загреметь, если нарушишь единство стиля. И это уже не просто традиция, но и закон. Существуют штампы, которыми можно играть по своим возможностям, но в то же время и не выбиваться из общей картины.

– Слышала, много говорят в Сочи о «сочинском стиле», – решила поделиться мнением отдыхающая из Воронежа Алла Смирнова. – Меня удивляет, что город-олимпиец, а торговля на главной Торговой галерее, как в азиатской стране: манекены целой гурьбой выпирают из дверей магазина. Буквально спотыкаешься об них. И витрины оставляют желать лучшего. Считается, если продают в магазине нижнее белье, так витрина непременно должна быть увешана трусами!

Не все потеряно?

Вот и думаешь: вроде бы у города есть свой главный художник, знающие архитекторы-ландшафтники. Почему же деятельность этих столь важных для курорта специалистов не очень заметна?

Но есть и плюсы у сочинской рекламы. К примеру, за последний год центральные улицы Сочи украсили кованые столбики-указатели с художественной росписью по мотивам русских народных промыслов. Меньше стало рекламы пива и больше рекламы с достопримечательностями курорта и услугами здравниц. Сократилось количество рекламных перетяжек над дорогой со странными надписями и изображениями полуголых девиц на матрацах. Единственное, что по-прежнему удивляет своими нелепыми ортодоксами, всем известная автомобильными пробками улица Воровского. Пока стоишь в этой пробке, чего только не прочитаешь! Сначала реклама предложит услуги «проктолога без боли», потом «накормит» дорогими «сушами» и на закуску научит «искусству жить красиво» с «рулонным газоном» в обнимку...

Что и сказать, в отношении сочинской рекламы, ландшафтного дизайна и дизайна магазинных витрин и вывесок больше вопросов, чем ответов. Стремление создать уникальную эстетику «сочинского стиля» оборачивается порой странными «ляпами». Например, лавочки у универмага на вокзале. Сделаны они из пластика, со вставкой для рекламы, но надпись на них: «Вашу рекламу увидят там, где никто не ожидал», – так и хочется дополнить: «и неожиданным местом»…

Источник: http://www.ngsochi.com
Ирина Дружинина 

 

Популярные статьи


  •      ФАС остановили на кольцевой // Суд решает, кому контролировать использование ол.....ской символики

  •      «Неужели недостаточно территорий, чтобы реализовывать глобальные проекты?» // Эксперты о новом законе об искусственных островах

  •      «Чернорубашечники» из охраны «дворца Путина» продолжают бесчинствовать

  •      Птица-стройка

  •      Правда не нужна // СК возбудил дело в связи с публикацией ролика о пытках «сочинского подрывника»

  •      В городе Сочи темные ночи

  •      Смогут ли террористы «насолить» Ол.....де в Сочи?

  •      Две стороны одной медали // Переселенцы по Таврической «в восторге» от предоставленного жилья




    У меня есть инфомация!


    Если у вас есть информация, которой вы хотели бы с нами поделиться, присылайте её нам на e-mail: welcome@hatesochi.ru.

    Или пришлите нам её непосредственно через сайт